Четыре принципа занятий цигун

«Цзин» — покой, невозмутимость, погружённость внутрь, умиротворение. Действие такого тонкого механизма тела как внутренняя энергия ци, ощущается ясно только в случае устранения внешних и внутренних раздражителей и умиротворения сознания, удаления «смешанных мыслей» цзаниэнь.

И тогда во внутренней тишине сознания отчётливо является образ движения ци по системе каналов тела цзин-ло, также без труда можно концентрировать ци в «поле киновари».

Такое состояние сознания также успокаивает сердце и очищает ум (согласно китайской традиционной версии, «синь» является одновременно образом ума и сердца).

«Сун» — расслабленность, раскрепощённость, распускание. Движение и тренировка ци возможна только при расслабленности тела. Необходимы плавные и медленные движения, подобные течению воды, т.к. для того, чтобы использовать ци необходимо её расслабить (сун ци).

«Расслаблением достигается наполнение ци, ци в ногах сохраняется и умножается», — сказано в «Записях о кулачном искусстве» монастыря Шаолинь.

«Пин» — равномерность. Дыхание тесно связано с движением ци, и всё это, в свою очередь неразрывно связано с течением крови в организме. «Ци — генерал крови, кровь — мать ци». В ходе тренировки цигун ритм дыхания должен быть равнораспределен, вдох и выдох соответствуют друг другу по длительности, долгий вдох и выдох, дыхание равномерное без задержек и сбоев. Это соответствует принятию и выбросу ци.

Дыхание преимущественно через нос, стенка брюшной полости на вдохе идёт вперёд, низ живота (дань-тхиэнь) как бы заглатывает ци, и на выдохе, сжимаясь, — выбрасывает его. Т.е. дыхание осуществляется животом — т.н. «дыхание позднего неба».

«Хэн» — постоянство. Упражнения цигун должны иметь (особенно на первых порах) чёткий, непрерывающийся ритм, тренировка должна быть непрерывающейся системой. Но при этом нельзя нарушать принцип естественности, нужно научиться балансировать между состоянием дисциплины «цзи люй» и состоянием естественности «цзы жань».

Если отступить от системности, тренировка станет беспорядочной и не даст результата, но если прилагать чрезмерные усилия, угнетая собственную природу «нэй син», тело перестанет подчиняться тренировке. Только умелое сочетание этих двух моментов приведёт к желаемому результату.